Любая уважающая себя RPG, и Oblivion - не исключение, содержит в себе три основных повторяющихся элемента: бои, исследование мира, взаимодействие с другими персонажами. И здесь разработчики намерены преподнести кое-что новое - новое, в том числе, и для игравших в Morrowind. По части боев они решили отойти от традиционной (восходящей еще к настольным RPG) схеме, когда исход схватки определяется более или менее скрытым от игрока бросанием кубика (конечно, "кубик" учитывает навыки, оружие, доспехи, артефакты и т.п. участвующих сторон, но все это лишь изменяет вероятность исхода того или иного действия - сам исход вы напрямую не контролируете). Традиционный подход достоверен статистически, при моделировании баталий с большим числом участников, но выглядит достаточно искусственно и даже нелепо для отдельного бойца, особенно когда сражение идет с видом от первого лица (а Oblivion по умолчанию проходится от первого лица, хотя вы можете переключаться на третье). Вплоть до ситуаций, когда визуально меч или щит делают свою работу, а "кубик" решает, что это не так. Когда держишь меч в руках, пусть даже виртуальный, хочется наносить удары самому, а не полагаться на генератор случайных чисел. В Oblivion так и будет - вы полностью самостоятельно, в реальном времени, рубите мечом, закрываетесь щитом и т.п. (как атакующих, так и оборонительных приемов будет несколько). Вместе всем это все же не классический action, где все зависит исключительно от скорости вашей долбежки по клавиатуре и мыши. Классическая для RPG статистика никуда не девается. То есть удар или блок вы выбираете и осуществляете сами, а вот насколько он будет силен/эффективен, насколько увеличит вашу усталость и т.п. - зависит уже от параметров вашего персонажа (и не случайным образом, а напрямую). Причем выглядят последствия ударов достаточно реалистично - не просто "уменьшается полоска жизни", а хлещет кровь из ран и т.п.
Программист Bethesda Softworks Стив Мейстер (Steve Meister) рассказывает о боевой системе TESIV: Oblivion.
"Тот победит, кто знает, когда сражаться, а когда не сражаться. Тот победит, кто знает, как обращаться с внешними и внутренними силами. Тот победит, кто, подготовив себя, ждёт неподготовленного врага"
- Сан Цзу, Исскуство войны
Ты прогуливаешься по центральной части города в Западном Киродииле. Люди вокруг занимаются собственными делами. Однако, разьярённый мужик решает, что ты ему не нравишься. Возможно он бухой, возможно он просто гопник, возможно он просто хочет выпендриться перед друзьями -- как бы то ни было, он решил, что может тебя уделать. Он подходит к тебе, потрясая дубиной. Зеваки отходят назад, чтобы освободить достаточно места для битвы.
Быстро достав свой меч и щит, ты оборачиваешься лицом к нему. Он слишком быстро настигает тебя, и у тебя остаётся время поднять щит (удерживать правую кнопка мыши) до того, как его первый удар обрушится на тебя. Но твой блок был хорош, и пока он отходит от столкновения, ты делаешь быстрые взмахи мечом влево и вправо (два щелчка левой кнопкой мыши, с секундной задержкой между ними). Бычара осознаёт, что всё будет не так просто. Он немного отходит назад и начинает топтаться вокруг тебя. Сначала налево, потом направо. Ты маневрируешь, держа его в поле зрения, ожидая, когда он откроется. Неожиданно он отходит назад, поднимает дубину обеими руками и шагает вперёд, направляя дубину прямо на твою буйную головушку! Но ты быстр -- ты делаешь шаг в сторону во время его атаки. Пока удар минует тебя, ты делаешь вращательный манёвр и режешь его в бок (удерживать левую кнопку мыши и кнопку левого манёвра). Удар силён, и твой враг пошатнулся.
Но это ещё не конец. Бычара дико машет дубиной -- его первый удар прошёл мимо цели, но следующий попал по тебе. Удерживая инициативу, бычара наступает на тебя с мощной атакой. ОХХХ. Плохо дело. Ты бросаешь взгляд на полоску здоровья. «Маловато», -- думаешь ты. Ты быстро отступаешь и поднимаешь щит (удерживать правую кнопку мыши).
Ему тоже больно. Ты кружишь вокруг него, выжидая, когда он откроется и пытаясь немного отдохнуть. Наконец, гопник бьёт со всей дури, возможно, надеясь сломать твой щит. Однако, щит выдерживает, и отдача заставляет его замешкаться. Это твой шанс! Ты выполняешь могучую атаку (удерживая левую кнопку мыши, нажать вперёд). Удар снова оглушает твоего врага, и ты выполняешь три режущих атаки (три щелчка левой кнопкой мыши с секундной паузой между ними), и наконец бычара падает на земь, поражённый...Толпа расходится по своим делам.
Со времён Морровинда сделано много изменений в боевой системе с целью сделать битву более реалистичной, жестокой и забавной, поддерживая баланс между характеристиками аватара и навыками игрока.
Перво наперво, оружие теперь имеет только один рейтинг. Канули в Лету три типа атаки из Морровинда: Рубящая, Режущая и Колющая. Рейтинг атаки просто показывает базовое повреждение, которое можно нанести оружием. Значение повреждение изменяется в зависимости от навыков, удачи, усталости, выбранного типа атаки и брони и усталости защищающейся цели. Учитывается даже состояние оружия.
В Морровинде Вы вибирали тип атаки (Колющая, Режущая, Рубящая), нажимая кнопку атаки в сочетании с клавишей движения. Или Вы просто включали опцию «Всегда использовать лучшую атаку». В Oblivion всё будет по-другому. Чтобы выполнить «нормальную» атаку, Вы просто нажимаете клавишу атаки, чтобы взмахнуть оружием. Если вы щёлкните снова в определённой точке взмаха, Вы можете выполнить другую атаку на обратном взмахе. Таким образом, Вы можете делать несколько взмахов оружием, нажимая кнопку атаки в подходящее время. Каждый раз, когда Вы атакуете, тратится немного усталости. Добавлен новый вид атаки, называемый «Мощной Атакой» (Power Attack). Мощная атака наносит значительно боьлшее повреждение, но на её выполнение уходит больше времени и тратится больше усталости. Например, если Вы удерживаете кнопку движения влево и кнопку атаки, будучи экипированы мечом, Ваш персонаж сделает атаку с разворота. С повышением навков, вы получаете новые мощные атаки. (Народ скандирует: «Blade of Darkness!»)
В Морровинде блок ставился автоматически, в зависимости от навыка «защита». В Oblivion блок ставится вручную. Просто нажмите кнопку, и Вы можете блокировать — либо щитом, либо оружием, или дыже голыми руками.
Также улучшен рукопашный бой. Если в Морровинде при рукопашной атаке сначала отнималась усталость врага, а уже потом здоровье, то в Oblivion усталость и здоровье отнимаются одновременно. Базовое значение отнимаемых здоровья и усталости зависит от от навыка рукопашной и удачи атакующего и от статистики защищающегося... Битва не обязательно заканчивается смертью. Любой боец, включая игрока, может сдаться оппоненту. Если оппонент соглашается, битва заканчивается.