|
От Арены до Морроувинда
Исторический экскурс
Линия игр "The Elder Scrolls" всегда стояла несколько особняком в мире компьютерных RPG. Собственный игровой мир, продуманный до мелочей, оригинальная система генерации персонажа (в том числе возможность создать свой собственный уникальный класс), его развития и роста по уровням, нелинейность прохождения основных квестов… Все это, а также очень неплохие для своего времени звук и графика помогли играм серии "TES" завоевать высокую популярность и приобрести преданных поклонников в ролевой среде.
Первой игрой серии, вышедшей в седом восемьдесят-энном году, была "Arena: The Elder Scrolls". Эта древняя ДОСовая игрушка запомнилась большинству игроков волшебно красивыми донжонами ручной прорисовки, захватывающим сюжетом и совершенно потрясающим волшебным же чувством включенности в игровой мир, "настоящести" всего происходящего. Ну и, конечно, забавными глюками, которые переполняли экран, если происходящее по игре сильно перенапрягало умственные способности процессора.
Успех "Арены" предопределил выход 2-й части игры ("The Elder Scrolls Chapter II: Daggerfall"), появившейся в 95-96 годах и сразу же ставшей событием в жизни ролевой тусовки. Новая игра была революционной для своего времени хотя бы потому, что предоставляла игроку почти неограниченную свободу действий, вплоть до отказа от основного квеста. Кроме того, ее существенным отличием от подавляющего большинства компьютерных ролевых игр была реальная возможность пройти игру вампиром, оборотнем или просто злым персонажем, то есть, попросту грабить и убивать, полностью игнорируя местную законность и правопорядок.
Что же касается игрового мира Daggerfall`а, то его наиболее полно и точно характеризовало понятие "много". Количество населенных пунктов и их жителей, донжонов, замков, заклинаний, квестов измерялось тысячами, а в огромных мрачных подземельях, случайным образом динамически сгенеренных программой (и в случайном же порядке населенных монстрами) можно было заблудиться на несколько суток реального времени. Нельзя не отметить, что в своем желании как можно скорее выпустить продолжение игры, программисты Bethesda явно пренебрегли множеством этапов отладки и тестирования движка. Вкупе с глобальностью игрового мира, это привело к немыслимому количеству разнообразнейших багов, которые лишь отчасти правились вышедшими позже патчами. И все же новая игра (получившая ласковое домашнее прозвище Багерфол) быстро завоевала признание игровой общественности и на многие годы поселилась на жестких дисках (и в сердцах) геймеров-ролевиков, желавших причаститься к игровому миру Тамриэля.
В 1997 году, воодушевленная успехом первых двух частей игры, Bethesda Softworks заявила о скором выходе третьей части "The Elder Scrolls: Morrowind" и даже сообщила предполагаемые системные требования игры. Доверчивые геймеры начали обгрейдить компы. В течение следующих 6 лет, проведенных в ожидании, неисчислимое количество раз появлялись слухи, что вот де, к концу этого года игра точно выйдет, но в 99-м ее все еще не было, как не было и в 2000-м. Только в 2002 году вожделенная "The Elder Scrolls Chapter III: Morrowind", наконец, появилась на отечественных прилавках. Разумеется, она сразу же вызвала споры, критику, и множество самых противоречивых оценок.
Что же представляет собой очередная игра серии "The Elder Scrolls"? Первое, что бросается в глаза, - это, конечно...
Графика Morrowind`а – это, пожалуй, один из немногих однозначно удавшихся разработчикам моментов, не вызывающих какого-либо общественного нарекания. Графика, как и прежде, на уровне. Она потрясающе красива, оригинальна, а местами просто берет за душу. (Кстати, всем любителям острых ощущений рекомендую как-нибудь в тихую ясную ночь поднять голову и посмотреть на небо Тамриэля…) Вообще-то для RPG графика просто отличная. Крайне разнообразна архитектура городов, принадлежащих разным Великим Домам, забавно и нештампованно отрисованы различные зверюшки (очень порадовал гигантский огр с пирсингом), весьма неплохи атмосферные эффекты (туманы, пылевые бури). До чертиков красивы интерьеры помещений с множеством источников искусственного освещения, отрисовка магических эффектов и некоторые виды оружия и доспехов. Грамотно сделанные текстуры донжонов (как, впрочем, и качественный звук) создают совершенно особую игровую атмосферу, существенно повышая геймплей. Даже странного вида интерфейс из 4-х передвигающихся окон изменяемого размера и прозрачности, изначально вызывающий некоторую оторопь, на деле оказывается довольно удобным.
Это о хорошем. А теперь небольшая ложка дегтя: во-первых, не могу не упомянуть некоторых странностей, замеченных мной в поведении теней, - в особенности, принадлежащих людям и гуманоидного вида монстрам. Внимательно присмотревшись к большинству гуманоидных теней в игре, можно заметить, что они абсолютно голые, т. е. ПОЛНОСТЬЮ ИГНОРИРУЮТ носимые своими хозяевами одежду и доспехи. Кроме того, некоторые тени Morrowind`а имеют забавную привычку проходить сквозь стены зданий, запертые двери и падать с верхнего этажа здания на нижний. А во-вторых, все это графическое великолепие иногда начинает ненавязчиво притормаживать.
Системные требования
Многое изменилось в мире со времен выхода Daggerfall`а. Думаю, нет особой нужды описывать прогрессивные изменения, которым подверглись с 96-го года процессоры и видеокарты :), скажу только, что, по моему субъективному мнению, прогресс этот был использован программистами Bethesda приблизительно на 105%. Поэтому, чтобы геймер смог полноценно насладиться красотами Морровинда, его машина должна удовлетворять определенным требованиям.
Так, фирма производитель рекомендует следующую конфигурацию: 800 МГц Intel Pentium III или AMD Athlon, а также более быстрый процессор От 256 Мб оперативной памяти Графический акселератор класса nVidia GeForce 2 GTS, ATI Radeon 7500 или более высокопроизводительный... Такая машина в принципе позволит пользователю играть и получать от этого удовольствие, если он готов примириться с несколько урезанным обзором и весьма чувствительным притормаживанием, которое будет появляться при выходе на открытые пространства, особенно в условиях плохой погоды (дождь, песчаная буря и т д.)
Собственно, игра
Что тут можно сказать? В целом, игра порадовала… Две вещи, которые хочется отметить в первую очередь, - это хороший геймплей и очень небольшое (по сравнению с предыдущими частями) количество багов. В принципе, поставив соответствующий патч, можно избавиться и от этого исчезающе малого количества глюков, получив дополнительно несколько весьма полезных фичей (таких как изменение уровня сложности игры или индикация уровня здоровья противника в боевке). К сожалению, необъятные просторы родины, так радовавшие сердце в Daggerfall`е, сильно поуменьшились; игровой мир Морровинда, конечно, велик, но не необозрим. Это, впрочем, понятно и логично, так как, в отличие от предыдущих частей игры, действие Морровинда территориально ограничено одноименной восточной провинцией Империи. Остались в прошлом огромные запутанные подземелья - теперь действительно большие подземелья Морровинда можно пересчитать по пальцам, а также трехмерная карта местности и (увы!) развитая банковская система Daggerfall`а, позволявшая прикупить домик или корабль. В качестве небольшого утешения скажу, что можно отстроить себе холд по квесту одного из Великих Домов. Уменьшение игровых пространств частично компенсируется наличием мощнейшего редактора, позволяющего геймерам писать собственные моды к игре и предоставляющего, таким образом, обширные возможности в изменении и развитии любой из локаций. Провокационное предложение разработчиков Bethesda строить мир собственными руками и по собственному разумению было принято на ура, а сам редактор оказался довольно увлекательной игрой внутри игры. Народное творчество коснулось самых разных аспектов игрового мира. Кто-то добавил специализированное оружие и броню, кто-то - донжоны с особо хищными монстрами, а кто-то – расу забавных розовых бегемотиков. По-моему, двоякодышащих… Вообще-то флора и фауна Морровинда довольно разнообразна, и не скажу чтобы бегемотики сильно выделялись на общем фоне.
Определенным изменениям подверглась система генерации персонажа. Сама по себе ролевая система "TES" существенно отличается от принятых большинством других компьютерных ролевых игр. Одним из ее базовых отличий является принцип зависимости роста уровня от роста скилов, а не наоборот, что дает ряд интересных возможностей в развитии персонажа. Так, в Daggerfall`е, хорошо продумав и уравновесив сильные и слабые стороны персонажа, можно было обеспечить ему исключительно быстрый рост по уровням и сделать его почти неубиваемым. Поэтому, в целях борьбы с манчкенством, разработчики Морровинда существенно ограничили полет геймерской фантазии при генерации персонажа, установив жесткую зависимость его врожденных талантов от расы и астрологического знака, под которым он появляется на свет. К сожалению, эта мера лишь частично облегчила существующее положение. Персонаж, успешно достигший 12-15 уровня, испытывает крайне мало проблем в схватках даже с очень серьезными противниками, а перс 30-40 уровня, по-прежнему, практически неубиваем. Это сомнительное достоинство игры отчасти правится установкой патча или специальных плагинов, существенно повышающих мощность монстров.
Нельзя не отметить массу несущественных на первый взгляд мелочей, придающих игре особое, ни с чем не сравнимое очарование. Это и отлично написанные книги, и оригинальные квесты, имеющие, как правило, далеко не линейное прохождение, и забавные диалоги. Кстати все квесты Морровинда уникальны (нет множества однотипных занудных поручений, так отравлявших жизнь в предыдущей части игры), а в диалогах учитывается не только общая харизматичность персонажа и уровень его коммуникативных способностей (Speechcraft), но и его пол, раса, физическое состояние, репутация у данной расовой и социальной группы. Большинство мирных жителей не проявляют особого восторга при общении с сильно уставшим или израненным персонажем, стараются избегать заразных больных и испытывают некоторое раздражение, если лицо собеседника постоянно скрыто глухим шлемом. Приятно порадовала возможность подкупа, лести и запугивания собеседника (будьте бдительны: в случае провала этих транзакций, его отношение к вам может серьезно ухудшиться). В лучших традициях предыдущих игр, Морровинд несет в себе довольно ощутимый элемент стеба (абсолютным рекордсменом в этом отношении был, конечно, "Daggerfall" с его сомнительными артефактами вроде Трусов Мудрости:) Забавные книги и квесты, язвительные реплики и старательно сфабрикованные слухи, сексуально озабоченные кураторы, высокопарные героические истории, оказывающиеся на деле пустым хвастовством или умелой фальсификацией… И все-таки, главная козырная карта Морровинда – это не сюжет, не графика и не мелкие игровые приколы. Да, графика великолепна (по крайней мере, для RPG, - и не стоит придираться к разным несущественным мелочам типа того, что небрежно положенный меч может на половину лезвия уйти в каменную стену). Квесты увлекательны, диалоги, по меньшей мере, забавны… Все вышеперечисленное придает игре определенную прелесть, но настоящая игровая ценность Морровинда заключена совсем не в этом. Потому что при желании всегда можно найти игры красивее, прикольнее или динамичнее. Но ни в одной из этих игр вы не будете настолько полноценно и безгранично СВОБОДНЫ.
Это сладкое слово свобода
Принцип свободы действия всегда был своеобразным "идеологическим стержнем" серии "The Elder Scrolls". Впервые зародившись в 1-й части игры ("Arena: The Elder Scrolls"), уже в Daggerfall`е этот принцип развился и окреп настолько, что игроки получили в свое распоряжение более или менее проработанный мир, где можно было не только с удовольствием поиграть, но и полноценно пожить. Тогда-то все и началось. Игроки, как водится, прилежно раскрывали заговоры, разгадывали головоломки, блуждали по темным и склизким лабиринтам, убивая монстров, - и всяко по-другому спасали мир. А в свободное от основной "общественной нагрузки" время они бродили по городам, собирая слухи и заводя сомнительные знакомства, распивали спиртные напитки в тавернах, составляли заклинания и часами упражнялись в метании файерболов в стенах магической гильдии, откладывали деньги на банковские счета чтобы, немного поднакопив, купить себе домик или корабль, собирали библиотеки, коллекции душ и редкого оружия. В общем, жили нормальной человеческой жизнью :)
Именно поэтому одним из главных опасений, связанных с 3-й частью "The Elder Scrolls" было опасение потерять драгоценную свободу, оказавшись вместо этого в тисках жесткого игрового сценария. Если бы это произошло, Морровинд легко мог бы претендовать на номинацию "Крупнейшее игровое разочарование сезона". Думаю, это понимали и разработчики Bethesda. Единственное более или менее существенное ограничение, введенное ими в 3-й части игры, было связано с более жесткой системой первичной генерации, запрещающей плееру создание суперкрутого неубиваемого персонажа. Все остальные ранее существовавшие "права и свободы" игрока остались неприкосновенными. Вы можете предпочесть путь воина, вора или мага, или еще несколько десятков других существующих классов, или даже создать свой собственный, неизвестный науке игровой класс. Выбрать расу, тип лица, прическу и астрономическое время собственного рождения. Примкнуть к разнообразным общественным организациям и получить ряд дополнительных профессий (например, наемного убийцы – с сертификатом и пачкой лицензий). Вы можете вести мирную жизнь, воевать, бороться против существующего строя или всеми силами поддерживать и защищать его. Или уединиться где-нибудь на краю света и посвятить себя изучению магии или алхимии. Вы можете обманывать, грабить, воровать, бороться с обманом, воровством и насилием, защищать слабых и обездоленных, плести дворцовые интриги, шпионить, бороться против рабства или водить экскурсии старушек-пилигримов по святым местам… Найти и разграбить древний храм, запереться в библиотеке и несколько часов реального времени читать хранящиеся там книги (рекомендую начать с "ABC for barbarian", "Азбуки для варвара"), подцепить отвратительную болезнь, вызвать демона… Вы можете не следовать основной квестовой линии, выполняя вместо этого поручения частных лиц и различных гильдий, или вообще не брать квестов, ограничившись поиском сокровищниц и охотой на чудищ по горам и долам. В общем, делать все, что вам заблагорассудится со всеми вытекающими из этого последствиями…
Кстати, о чудищах. Несколько огорчил примитивный интеллект монстров, выражающийся не только в их полной неспособности к стратегическому мышлению, но и в отсутствии элементарного инстинкта самосохранения. Они никогда не пытаются отступить и скрыться, столкнувшись с превосходящими силами противника, и легко заманиваются в реки и горные расщелины, из которых не умеют выбираться. Зато все живые существа в Морровинде, - действительно живые. Нет печально известных по предыдущим играм собак, кошек и т д., выполняющих чисто декоративную роль и не доступных для каких-либо других трансакций. Все животные Морровинда обладают собственным (хоть и достаточно ограниченным) интеллектом, они прекрасно видят и осознают ваше присутствие и при определенных условиях (например, если некоторое время размахивать перед ними мечом) могут стать агрессивным и попытаться напасть на вас.
О том, чего нет в игре
Нет нормального журнала. То, что есть - это не журнал, это издевательство. Все записи в нем идут в порядке поступления, так что квесты основательно перемешиваются; полностью отсутствует какая-либо их фильтрация по признаку выполнено/не выполнено. Единственным реальным способом найти информацию по нужному квесту является ТЕРПЕЛИВОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ чтение всего журнала целиком (или, по крайней мере, последних 20 его страниц). Лица с развитыми лингвистическими способностями могут также попробовать запомнить первую букву очередного непроизносимого темноэльфийского имени или названия, чтобы впоследствии найти его по алфавитному указателю. Очень огорчило отсутствие лошади и повозки для складирования честно награбленного. Потеря лошади особенно остро ощущается в начале, когда скоростные параметры персонажа еще не развиты, и он вынужден передвигаться с живостью и грацией улитки. (А какие чудесные лошади были в Daggerfall`е! Сколько удовольствия можно было получить, например, совместив пользование лошадью и заклинанием левитации!… Летишь, бывало, над городом на лошади, а кругом красотища: вечер, закат, первые звездочки зажигаются, мерно постукивают лошадиные копыта (только не спрашивайте меня, обо что это они там постукивают?:), город внизу маленький-маленький и весь до последнего домика виден как на ладони… И такое, знаете ли, в душе благолепие… Ээх... Хорошо хоть левитацию оставили…) Полностью исчезли оборотни, а изначально заявленная разработчиками возможность игры вампиром на деле сталкивается с серьезными затруднениями из-за крайне ограниченного круга общения (большинство обывателей панически боится вампиров). Нет возможности реального продвижения в вампирских кланах. Вообще складывается впечатление, что тему вампиризма отработали ровно настолько, чтобы можно было поставить галочку в соответствующей графе. Вот, дескать, есть у нас и такая возможность… Нет ясности в вопросе о некоторых магических эффектах, в частности их кумулятивности. Описание многих непримитивных заклинаний не позволяет сделать ясных однозначных выводов об их действии. Эффект некоторых из них можно выяснить только опытным путем (не скажу, чтобы это было особенно удобно в боевых условиях, когда откастовка занимает реальное время и есть вероятность срыва заклинаний). Действие других вообще остается сокрытым тайной. В результате большинство геймеров предпочитают, не углубляясь в дебри магического знания, пользоваться стандартным комплектом относительно простых заклинаний, типа "Лечение / Огненный шар / Невидимость" (Heal / Fireball / Invisibility). Исчез из игры календарь вместе со всеми его праздниками и специальными днями для вызова демонов. Нет мультиплеера. Разработчики Bethesda Softworks не поддались общей тенденции делать мультиплеерные игры. Морроувинд - это одиночная игра, где мультиплеер отсутствует как факт. И, напоследок, о главном: в Морровинде НЕТ обнаженки. Но желающие легко могут ее получить путем установки соответствующего мода:)
|
|